Родители должны внимательно наблюдать за развитием своего малыша с самого рождения: как он реагирует на близких, когда начал переворачиваться, сидеть гулить и так далее. И конечно, важным фактором нормального развития ребенка является его речь. Уже с периода новорожденности можно говорить о будущих проблемах нарушения речи, если ребенок, например, кричит слабо и монотонно. Если ребенок не разговаривает в 3 года причины такой проблемы могут быть самые разные.
Важно понять, насколько серьезным является нарушение у конкретного ребенка и разобраться, что делать родителям в данной ситуации.
Почему ребенок не разговаривает в 3 года? Каковы причины?
Среди множества причин речевых нарушений, можно выделить 5 основных:
- Наследственные факторы
- Различные патологии во время беременности
- Родовые травмы
- Перенесенные инфекционные заболевания в течение первых 3 лет жизни, вызвавшие осложнения
- Неблагоприятные социально-психологические факторы
- Данные причины могут проявляться как отдельно, так и в сочетании между собой. Теперь рассмотрим более подробно причины, вызывающие нарушения речи у малышей.
Медицинские причины проблем с речью у ребенка 3 лет
Как правило, медицинские причины проблем с речью у ребенка 3 лет связаны с нарушениями органов слуха, дефектами артикуляционного аппарата, патологиями центральной нервной системы и головного мозга.
Нарушение слуха
В раннем возрасте в связи с нарушением слуха ребенок не может понять смысл слов и правильно их воспроизвести. У ребенка страдает восприятие речи. Проблема может иметь разную степень выраженности. И важно определить в каком возрасте появилось нарушение слуха. Является ли это наследственной, врожденной или приобретенной патологией.
Наследственной тугоухости подвержены новорожденные, родители которых страдают нарушением слуха. Наследственная тугоухость зачастую проявляется вместе с другими заболеваниями глаз, почек, костно-мышечной, нервной, эндокринной системы и др.
Причины врожденного нарушения слуха:
- Неблагоприятное течение беременности. Среди причин: резус-конфликт, сильный токсикоз, постоянная угроза выкидыша или преждевременных родов. Также прием антибиотиков, алкоголя или наркотических веществ.
- Патологические роды. Внутричерепная травма, отслойка плаценты, кесарево сечение, преждевременные, стремительные, затяжные роды.
Причины приобретенного нарушения слуха:
- Инфекция. Острые инфекционные заболевания, среди которых менингит, корь, свинка, коклюш могут привести к серьезному ухудшению слуха у ребенка. Если ребенок очень часто переносит ОРВИ, то у него могут возникнуть аденоиды, вследствие чего ребенок также начнет страдать тугоухостью.
- Отит. Воспаление среднего уха — нередкое заболевание среди детей. Если лечение было начато с запозданием, то существует вероятность повреждения барабанной перепонки. Как следствие — нарушение слуха.
- Акустическая шумовая травма. Вследствие кратковременного или длительного шумового воздействия у ребенка также может возникнуть тугоухость. Это, например, громкая музыка, выстрел, взрыв, фейерверк.
- Серные пробки или другая грязь. Если у ребенка в ушах скопилась в большом количестве сера или какая-либо грязь, то после ее удаления слух полностью восстановится. Однако этим должен заниматься ЛОР-врач. Если Вы самостоятельно попытаетесь прочистить ушки малыша, то можете нанести ему травму, которая приведет к ухудшению слуха.
Диагностировать нарушение слуха у ребенка может лор-врач. Поэтому если у Вас появились подозрения на тугоухость у ребенка — обязательно обратитесь за консультацией к специалисту.
Алалия
Вследствие патологии беременности, травматичных, тяжелых родов или перенесенных заболеваний в первые 3 года жизни (воспаление головного мозга) у ребенка может быть недоразвита или полностью отсутствовать речь. При слабо выраженной алалии после коррекционной работы ребенок может учиться в обычной школе. Также алалия может быть ситуативной, когда в стрессовых ситуациях у ребенка нарушается речь. При тяжелых поражениях головного мозга, вызывающего полное отсутствие речи, ребенку присваивают инвалидность.
Ребенку с алалией требуется консультация врачей — отоларинголога, невролога, а также логопеда и психолога. Для выявления степени повреждения головного мозга и исключения тугоухости могут быть назначены различные обследования. Например, МРТ головного мозга, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, аудиометрия, отоскопия и т.д.
Дислалия
При нормальном слухе и отсутствии дефектов артикуляционного аппарата у ребенка возникают различные дефекты звукопроизношения. Среди детей дислалия — достаточно распространенное явление. Например, в дошкольном возрасте она встречается у 25-50% детей. Существует несколько форм дислалии:
- Механическая (органическая) — проблемы с речью связаны с неправильным строением речевого аппарата (высокое небо, короткая уздечка под языком, выдвинутая нижняя челюсть). Подобная проблема может быть связана с нарушениями в коре головного мозга из-за патологической беременности, наследственности. Также дислалия может являться приобретенной из-за неблагоприятных социальных факторов.
- Физиологическая (функциональная) — нарушение не связано с органическими причинами. Возникает оно при недостаточном развитии артикуляции и проходит самостоятельно после 3-4 лет. В некоторых случаях проблема уходит после 5-6 лет.
Дислалия может быть простой или сложной. При простой дислалии ребенок неправильно произносит 1-4 звука, при сложной — более 4 звуков. Также различают мономорфную и полиморфную дислалию.
Мономорфную отличает неправильное произношение одной группы звуков. Например, только свистящие или только сонорные. Для полиморфной дислалии характерно неправильное произношение звуков из разных артикуляционных групп. Например, одновременно сонорных и свистящих.
Дизартрия
Нарушение характеризуется расстройством артикуляции, вследствии искаженной передачи импульсов от головного мозга. Возникает вследствии патологии центральной нервной системы из-за перенесенного инфекционного заболевания в период беременности, при родовых травмах. У ребенка с дизартрией наблюдается слабый или высокий тонус мышц речевого аппарата. Нарушения могут быть разнообразными, в зависимости от того, в каких отделах мозга возникла патология.
Тяжелая форма дизартрии диагностируется еще в младенчестве, поскольку она сопровождается ДЦП (детским церебральным параличом). При легкой форме дизартрии у ребенка наблюдается тремор подбородка, нарушение дыхания и укороченная подъязыковая уздечка. Слова произносятся четко по слогам или же неразборчиво. Ребенок может резко менять темп речи, переставлять местами слоги, путать звуки.
Ребенка при подозрении на дизартрию обследует невролог и логопед. Чтобы избавиться от данного нарушения требуется проведение коррекционной работы. Сюда входит использование медикаментозных препаратов (курсами), общий массаж, лечебная физкультура, физиолечение. С ребенком должен заниматься логопед. Он проводит артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.
Аутизм
Точно охарактеризовать аутизм достаточно сложно, поскольку он проявляется у всех детей по-разному. В целом, это неврологическое расстройство, для которого характерно нарушение поведения, социальных навыков, мышления, внимания, восприятия. Дети-аутисты стремятся к одиночеству, им не нужна социализация, общение. В связи с отсутствием такой потребности возникает нарушение речевого развития.
Ребенок-аутист может очень длительное время (до нескольких часов) совершать одни и те же действия, которые очень отдаленно напоминают игру. Например, перебирать бумажки, наливать и выливать воду, крутиться на стуле, пересыпать из одной емкости в другую крупу, песок и тд. Такая игра, как и тяга к предметам, не являющимся игрушками (посуда, провода, коробки, нитки и т.д.) может доходить до патологической одержимости.
Социально-психологические причины
Помимо медицинских нарушений, также большое влияние на неправильное формирование детской речи оказывают социально-психологические причины.
- Отсутствие родителей в течение длительного периода. Для ребенка — это серьезная психологическая травма, которая проявляется апатией отсутствием интереса ко всему новому. Ребенок замыкается в себе и это отражается в речи, которая не развивается и становится очень однообразной.
- Неблагоприятная обстановка в семье. Постоянные скандалы между родителями, множество запретов для малыша, жесткий тип воспитания приводят к тому, что ребенок замыкается в себе и у него пропадает желание говорить.
- На фоне неблагоприятной атмосферы в семье психологические травмы.
- “Сюсюкание” с ребенком. Неправильное произношение формируется, если члены семьи говорят нечетко, быстро, искажают произношение слов при общении с малышом или чрезмерно сюсюкают. Например, “холосий”, “вава”, “мафинка”и т.д.
- Наличие нескольких языков при общении между членами семьи.
- Недостаток общения с ребенком. В раннем возрасте словарный запас ребенка формируется на основе общения с близкими. Если родители мало общаются с малышом или не дают ему высказывать свои мысли, тогда у ребенка отсутствует мотивация к развитию речевых навыков. Не всегда общением обделен ребенок из асоциальной, неблагополучной семьи. На первый взгляд порядочные родители в силу своей занятости могут очень мало внимания уделять общению с малышом.
Что делать родителям, если ребенок в 3 года плохо говорит?
Если ребенок в 3 года плохо говорит или вообще не разговаривает, то проблему надо решать, не откладывая в долгий ящик. Что делать родителям? В первую очередь необходимо посетить педиатра. Поскольку именно педиатр решает, нужна ли ребенку консультация узких специалистов.
Если педиатр после общения с ребенком действительно выявит отклонения от нормы речевого развития, он даст направления к неврологу и отоларингологу. А также рекомендует обратиться за консультацией к логопеду и психологу. Только специалисты после тщательного обследования ребенка могут сделать выводы о том, насколько серьезное нарушение речи у него присутствует. На основании заключения они будут рекомендовать соответствующую коррекционную работу.
Если ребенок по достижении 3-летнего возраста получит путевку в детский сад, то при прохождении медицинской комиссии в обязательном порядке нужно посетить невролога и отоларинголога. На приеме у этих специалистов мама или папа должны высказать свои опасения по поводу нарушениях речи малыша. При поставленном медицинском диагнозе, ребенок с 4 или 5 лет может получить место в логопедической группе.
И помните, что каждый ребенок индивидуален и неповторим. Если малыш друзей или знакомых в 3 года отлично читает стихи, а Ваш непонятно лепечет, это не означает, что у него будут серьезные проблемы в садике и школе. В случае легких нарушений родители могут справиться с проблемой самостоятельно. Если нарушения серьезные, то без помощи специалистов обойтись не получится. Важно своевременно провести грамотную коррекционную работу. Потому что в большинстве случаев нарушения речи можно свести к минимуму или вовсе устранить. Тогда у ребенка сохраняется шанс на нормальную жизнь.