Слуховая память является разновидностью образной памяти. С ее помощью мы запоминаем, сохраняем и воспроизводим слуховые образы. Начинать работу над развитием слуховой памяти необходимо еще в дошкольном возрасте. Поскольку, приступив к обучению в школе, ребенок значительную часть информации воспринимает на слух. Развитие слуховой памяти у младших школьников должно иметь регулярный характер.
Такая работа в форме игр и упражнений поможет ребенку хорошо освоить учебную программу: овладеть навыками выразительного чтения, правописания, решения устных задач и т.д.
- Развитие слуховой памяти у младших школьников: игры и упражнения.
- Как развить слуховую память у ребенка?
- Упражнения для развития слухового внимания и памяти
- Упражнение «Запомни цвета»
- Упражнение «Художник»
- Упражнение «Пчелы собирают мед»
- Упражнение «Список»
- Упражнение «Снежный ком»
- Упражнение «Страна сказок»
Развитие слуховой памяти у младших школьников: игры и упражнения.
Как развить слуховую память у ребенка?
Если Вас волнует вопрос: как развить слуховую память у ребенка, то в домашних условиях можете применять описанные ниже способы.
- Выполнение упражнений. Для детей младшего школьного возраста наиболее эффективны упражнения в игровой форме.
- Прослушивание сказок. Дети обычно любят, когда им читают сказки. Возьмите себе за правило ежедневно читать ребенку по 1 сказке перед сном, например. А после прочтения, спросите ребенка, о чем была сказка. Также полезно для развития слуховой памяти слушать аудиосказки.
- Разучивание стихотворений и песен.
- Прослушивание музыкальных произведений. Музыка запоминается намного лучше, чем услышанная или прочитанная информация. В этом способе можно сочетать приятное с полезным.
Вы можете выбрать любой из способов. Но лучше задействовать все и регулярно их чередовать.
Упражнения для развития слухового внимания и памяти
Упражнение «Запомни цвета»
Необходимо подготовить цветные карандаши, картинку и рассказ, составленный по сюжету выбранной картинки. Тему можно выбрать любую. Например, “Поиски клада”, “Цветочная поляна”, “Зимние забавы”, “Прогулка по зоопарку”, “Овощи на грядке”, “Собираемся на праздник” и т.д. Ребенок должен внимательно слушать Вашу историю и запомнить цвета предметов на представленной картинке. Затем ребенку необходимо правильно раскрасить рисунок.
Упражнение «Художник»
Упражнение представляет собой усложненный вариант предыдущего. Необходимо подготовить чистый лист белой бумаги и простой карандаш. Вы описываете любого сказочного персонажа или предмет. Выбираете для этого что-то не стандартное. Например, пейзаж, инопланетянин, карнавальный костюм, царский дворец. Ребенок внимательно слушает, а затем пробует изобразить на бумаге то, что Вы описали.
Упражнение «Пчелы собирают мед»
Перед проведением упражнения необходимо подготовить фигурку пчелы и цветы, с которых она будет собирать мед. Возьмите цветную бумагу и вырежьте 10 кругов диаметром 5-6 см (это задание может выполнить ребенок). Цветы пронумеруйте. В качестве пчелы подойдет яйцо от киндер-сюрприза.
Разложите цветы в произвольном порядке. Затем озвучьте маршрут. Ребенок, держа пчелу, перебирается с одного цветка на другой по обозначенному маршруту. Начните с простых команд, называя по 2 — 3 номера или цвета. Постепенно усложняйте задание. Если ребенок легко справляется с упражнением, то увеличивайте количество цветов до 15.
Игру также можно проводить в качестве соревнования между 2-3 детьми. Выигрывает ребенок, пчела которого в правильной последовательности облетела все цветы.
Упражнение «Список»
Это упражнение не требует особой подготовки. Вы произносите 10 слов в медленном темпе. Затем ребенок повторяет слова, которые он запомнил. Для большего интереса со стороны ребенка, можете предложить игру. Например, сказать, что Вы составляете список товаров, которые собираетесь купить в супермаркете. То, что он вспомнит из списка и будет куплено. Или, например, пусть ребенок представит, что ему нужно собрать вещи в путешествие. Он сможет взять с собой только то, что запомнит из списка.
Эту игру можно проводить с 2-3 детьми. Например, если к Вашему ребенку пришли друзья. Один ребенок называет слова, которые запомнил, а друзья дополняют оставшимися словами. Другой вариант: ребенок с друзьями по очереди называют услышанные слова по одному. Выигрывает тот, кто вспомнил больше слов.
Также можно попросить ребенка (детей) объединить слова в пары. Например, велосипед-колесо, чашка-блюдце, мышь — нора. Или попросить объединить слова по родовым признакам: одежда, мебель, транспорт, птицы, посуда и т.д.
Еще вариант игры. Трижды произносить последовательность из 10 слов, каждый раз меняя их порядок. В третий раз добавить лишнее слово. Ребенок должен его назвать.
Пояснение: Если у ребенка очень слабо развита слуховая память и он затрудняется запомнить 10 слов, начните упражнение с 6-7 слов, а затем наращивайте их количество. Если ребенок очень легко запоминает 10 слов, можете усложнить задание до 15 слов.
Упражнение «Снежный ком»
Многим известно это упражнение. Суть его заключается в многократном повторении слов и постепенном увеличении их количества. Все слова необходимо запоминать. Сначала выбираете определенную тему. Если Вы играете вдвоем с ребенком, то по очереди называете слова, повторяя все предыдущие. Например, выбираете тему “животные”. Вы говорите “заяц”, ребенок повторяет за Вами“заяц” и добавляет “лошадь”, Вы говорите “заяц, лошадь, верблюд” и т.д. Игра может проводиться до 15-20 слов. Если Вы играете всей семьей, то по кругу произносите слова.
Это упражнение можно провести по принципу предложения. Вы или ребенок произносите предложение из двух слов, а затем постепенно его расширяете, добавляя по одному слову.
Упражнение «Страна сказок»
Подготовка к упражнению: Вам необходимо подобрать сказку, где есть разнообразные персонажи. Вы читаете сказку. Ребенок после прослушивания должен вспомнить всех персонажей. Если сказка хорошо знакома ребенку, то можно изменить имена персонажей. Например, в сказке “Теремок” Вы озвучиваете других животных, которых нет первоисточнике. В сказках “Бременские музыканты” и “Волк и семеро козлят” придумываете имена животным. В сказке “Белоснежка и семь гномов” называете гномов по именам. В сказке “Репка” изменяете персонажей. Можете придумать авторский рассказ.
Используйте регулярно описанные упражнения для развития слуховой памяти у младших школьников. Благодаря этому Вы сможете не только улучшить память своего ребенка и повысить его успеваемость по различным предметам. Вы будете интересно проводить время и сохранять хорошие, теплые отношения с ребенком.