Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога! Сегодня в статье мы обсудим важный вопрос: как научить подростка учиться? Эта проблема в определенный момент возникает в каждой второй семье. Она требует индивидуального подхода и обдуманного поведения родителей.
Причины снижения интереса к учебе у подростка
Подростковый возраст – это сложный период в жизни детей и родителей. В начальных классах малыши с интересом воспринимают учебу, старательно впитывают новые знания. По мере взросления в их жизни появляются масса новых интересов. Это и спортивные увлечения и общение со сверстниками. Падение интереса к урокам часто начинается в 12–13 лет, что психологи связывают с внешними и внутренними факторами.
Подавляющее большинство родителей используют в воспитании авторитарную модель. Они начинают наказывать ребенка за плохие оценки. Но чем больше возникает запретов, тем чаще в семье бывают скандалы, недопонимание и недоверие.
Основные причины снижения интереса к учебе у подростка
- Манера преподавания уроков в школе. Многие учителя не могут заинтересовать детей предметом. Они дают информацию пресно, отбивая всякий интерес к поиску новых знаний и саморазвитию.
- Психологические переживания личного характера. Нередко в подростковом периоде начинаются конфликты за роль в компании или классе, посещает первое чувство влюбленности. Моральный дискомфорт отражается на самочувствии в виде бессонницы, нервозности, появляется рассеянность.
- Большое количество дополнительных секций и кружков. Некоторые родители начинают нагружать ребенка языковыми и факультативными занятиями, спортивными секциями. Они только усиливают нервное напряжение и не дают сосредоточиться на получении основных знаний.
- Психотип ребенка. В период гормонального дисбаланса начинают активно проявляться черты характера. Важно своевременно заметить, к чему тянется подросток. Необходимо развивать его в направлении гуманитарных или точных наук. Существует немало примеров гениальных физиков и биологов, которые не освоили до конца правила правописания.
- Проблемы в семье. Многие родители продолжают относиться к ребенку как к малышу, не воспринимают серьезно его мнение. Подростки болезненно переживают любые ссоры и распри между взрослыми, а развод становится причиной сильнейшего стресса.
- Заболевания нервной системы. Врачи объясняют, что некоторые аномалии и патологии не проявляют себя до определенного периода. Задержка психического развития поддается коррекции в дошкольном возрасте, но иногда через годы возникают последствия в виде неусидчивости, отсутствия внимания, повышенной раздражительности. При появлении подобных проблем может потребоваться консультация эндокринолога. Расстройства гормонального фона и болезни щитовидной железы также могут ухудшить усвоение учебного материала.
Я — неудачник?
Среди распространенных причин, влияющих на нежелание ребенка учиться, выделяется отсутствие мотивации. Подросток не может проявить свои способности и раскрыться в полную силу. Он считает себя неталантливым, не хочет бороться с ленью. Он оправдывает плохие оценки тем, что учителя не замечают его исправления и не дают ему шанс подняться выше. У таких детей часто проскакивают словосочетания «я – невезучий» и « я – неудачник».
Не менее распространенный фактор, осложняющий ситуацию, – давление родителей в выборе дальнейшей профессии. Ребенок в силу возраста и отсутствия жизненного опыта не понимает всей значимости этого периода, не задумывается о последствиях халатного отношения к учебе. Взрослым сложно донести все плюсы занятий английским языком или географией с позиции учебы в институте и построения карьеры.
Как убедить подростка учиться
При появлении проблем с учебой родителям важно не усугубить ситуацию, прибегая к многочисленным упрекам и нравоучениям. Наилучший способ правильно выйти из конфликта – совместная работа с психологом, специализирующимся на подростковой поведенческой психологии. Первые занятия зачастую проводятся только с взрослыми, что помогает незаметно и мягко скорректировать отношения в семье.
Доказано, что угрозы и запреты не могут исправить ситуацию. Попытка лишить подростка игры в компьютере или других гаджетах вызывает ответную агрессию и не повышает успеваемость.
Психологи разработали целую программу, как убедить подростка учиться и заново полюбить школьные занятия. Она состоит из нескольких шагов.
Основные шаги к взаимопониманию с подростком
- Необходимо аккуратно завоевать доверие ребенка, раскрыть его чувства и интересы. Для этого следует навсегда отказаться от метода запугивания и давления, не применять угрозы. Традицией должно стать ежедневное общение на общие темы, обсуждение интересных книг и фильмов.
- Не следует навязывать собственное мнение и видение будущего ребенка. Родители должны давать ощущение свободы, обсуждать принятые решения и принимать поступки без осуждения. Постепенно восстановятся доверительные отношения, кроха научится слышать и понимать взрослых.
- Необходимо забыть о нехватке времени на совместные прогулки, игры, просмотр передач. Ребенку важно чувствовать близость и тактильный контакт, поддержку родных. Это придает уверенности в поступках, помогает справиться со стеснением в школе.
- Искренне интересоваться хобби и увлечениями детей. Полезно участвовать в организации поездок и походов от секций, которые посещает чадо. Это повышает авторитет родителей, объединяет семью за общим делом.
- После восстановления доверия психологи рекомендуют мотивировать подростка на самостоятельные решения и поступки. Они должны начинаться с небольших домашних обязанностей, а ребенка важно хвалить и благодарить за помощь.
- При сложных ситуациях мотивацией может стать первая работа. В возрасте 14–16 лет в летний период подростка можно устроить на расклейку объявлений или предложить другой неквалифицированный труд. Это лучший способ знакомства со взрослой жизнью и ответственностью. К тому же, родителям будет проще объяснить необходимость дальнейшей учебы в колледже: если он не хочет учиться, то должен быть готов к тяжелой и малооплачиваемой работе.
Заинтересованность к учебе не сразу проявит себя. Иногда требуется длительная работа с родителями, которым приходится заново выстраивать отношения между собой и внутри семьи. Психологи рекомендуют проявить максимум терпения, не заставлять учиться или посещать дополнительные занятия через силу во время терапии.
Советы психологов для родителей
В подростковом периоде в жизни ребенка появляются новые авторитеты, возникает первая любовь и яркие увлечения. Учить уроки становится скучно и неинтересно, ведь это мешает общению и прогулкам с друзьями. Нужно ли заставлять чадо отказываться от важных для него моментов в пользу будущей карьеры? Психологи советуют ежедневно соблюдать правила поведения, которые помогут наладить отношения и не спровоцируют ухудшение ситуации.
Несколько правил поведения для родителей
- не ругать за плохие оценки, не оскорблять ребенка;
- ставить реальные задачи на четверть или полугодие;
- не завлекать к учебе новым смартфоном;
- замечать даже небольшие успехи, хвалить за исправленные оценки;
- проявлять уважение к личности, разговаривать без повышения голоса;
- всегда следует предлагать помощь в уроках, но не навязывать ее;
- не сравнивать подростка с детьми знакомых и отличниками из класса.
Объяснять пользу учебы необходимо мягко и без излишней настойчивости. Важно помочь ребенку правильно распределять время между уроками и увлечениями, чтобы не возникало переутомления. Во время экзаменов или сложного тестирования необходимо следить за полноценным питанием, давать витаминные комплексы, создавать условия для отдыха.
Заключение
Сегодня в статье мы затронули тему, как научить подростка учиться без ссор и излишнего давления. Это сложный процесс, требующий терпения от каждой стороны. Многие из нас допускают ошибки в общении с подростками, что только ухудшает отношения в семье и негативно отражается на учебе. Можно ли заставить детей относиться к урокам ответственно через силу?
Подписывайтесь на наш блог с интересными обновлениями и поделитесь с другими родителями своими рекомендациями и мнением.